В этом разделе сайта я не планировал публиковать материалы для обучения катанию на 2-х колесном велосипеде, считая это очевидным, а заготовил его, скорее, под уроки трюкового и экстремального катания. Но, поскольку авторов «продвинутых» материалов пока не нашлось и по линии «обратной связи» меня попросят дать советы по выбору детских и подростковых велосипедов и обучению катания на 2-х колесном велосипеде, я подготовил этот материал.
Как, наверное, у любого парня с «пионерским» детством, самым любимым развлечением от снега и до снега у меня был велосипед.
Первый велосипед «Ветерок» (рис. 1) катал меня сначала на 3-х колесах, а потом на 2-х.
Второй, подростковый, «Уралец» (рис. 2) научил меня прыгать и ездить на заднем колесе. «Уралец», в силу жесткой эксплуатации, постоянно требовал ремонта — переборки втулок, исправления «восьмерок», замены треснувшей рамы — это учило не только правильно эксплуатировать велосипед, но и самостоятельно обслуживать его.
Третий, взрослый, «Украина» (рис. 3) подарил мне опыт первого тюнинга — оригинальная покраска, установка зеркал, фары, подножки, научил катать девчонок на раме...
Сейчас времена другие — в магазинах продается великое множество велосипедов на любой вкус, цвет, размер и под любой стиль катания. Там же, при магазинах, есть мастерские, где оперативно устранят любую неисправность или «прокачают» Ваш велосипед. Более того, Вы можете купить отдельно раму, колеса, оборудование и прочие компоненты для того, чтобы собрать себе эксклюзивный велосипед самостоятельно.
Ниже речь пойдет о детских и подростковых велосипедах потому, что покупая велосипед для себя взрослый может на него сесть и оценить соответствие размеров рамы, удобство сидения и т. п. своим анатомическим особенностям и предполагаемому стилю катания, в то время как выбирая велосипед для ребенка, решение в пользу того или иного экземпляра принимают его родители и, соответственно, они должны разбираться в этом вопросе.
На рисунке 4 - мальчик (не крупный) 3.5 года с велосипедом "TREK" 16 дюймов.
1. Размеры детских и подростковых велосипедов.
Детские велосипеды бывают 14-и и 16-и, а подростковые 20-и и 24-х дюймовые - это расстояние от земли до места крепления сиденья*. Высота самого сиденья — примерно 10 см.
Дюйм равен 2.5 см и, таким образом, у 16-и дюймового велосипеда МИНИМАЛЬНАЯ высота сиденья от земли будет 16х2.5+10=50 см. Максимальная же высота сиденья зависит от длины подседельной трубы и отличается у разных моделей и производителей.
Параметры «брендовых» велосипедов:
Размер велосипеда в дюймах*, h
14
16
20
24
Минимальная высота сиденья от земли, см
40
50
60
70
Примерный возраст ребенка, лет
до 5
4 - 7
6 - 12
8 - 14
Наличие съемных боковых колесиков
есть
есть
нет
нет
Переключение передач
нет
нет
да
да
Передний и задний тормоз на руле / педалями
нет / да
да / да
да / нет
да / нет
Алюминиевая рама**
нет
нет
да
да
Примерная стоимость, тыс. руб.
4 - 6
5 - 7
8 - 12
10 - 14
*Расстояние от земли до места крепления сиденья у десткого и подросткового велосипеда как правило совпадает с диаметром его колес.
**Алюминиевая рама уменьшает вес велосипеда на 25 - 30% по сравнению со стальной.
2. Пересаживаемся на 2 колеса.
2 года — с 3.5 до 5.5 лет сын успешно осваивал свой «trek» в четырехколесном варианте в сопровождении мамы или бабушки, наматывая круги на стадионе ближайшей школы. Вялые попытки приподнять боковые колесики для уменьшения устойчивости велосипеда приводили к падениям ребенка и его отказам от такого катания, хотя работать рулем и крутить педали он научился.
Настало время мне вмешаться в процесс обучения - на турбазе я задался целью пересадить сына на 2 колеса. По скольку перейти с 4-х на 2 колеса нужно быстро, чтобы не отбить у ребенка интерес к велосипеду, я выбрал «бразильскую» систему (вспомним «Ералаш»), для чего перед отъездом приобрел детский шлем и комплект защиты для роликовых коньков (подробнее см. здесь).
За пару дней я подобрал в рельефе турбазы неасфальтированную горку, с выкатом, заканчивающимся большой песчаной кучей. Отвинтив от велосипеда боковые колесики, одев сына в защитную экипировку, я посадил его на велосипед и запустил, слегка подтолкнув с этой горки. Первый и второй раз его остановила песчаная куча, в третий спуск он объехал кучу, и остановился перед въездом на асфальтовую дорожку, проходившую за кучей.
На рисунке 5 - мальчик 5.5 лет с велосипедом "TREK" 16 дюймов торжествует победу - научился кататься на 2-х колесах.
Покатавшись еще пару дней с горок, самостоятельно доставляя велосипед к вершине и выбирая траекторию, он стал кататься по асфальтовым дорожкам. Не обошлось, конечно, без продранных штанов и рубашек, «зеленки» и пластыря, но цель была достигнута — через 4 дня ребенок уверенно катался на 2-х колесах.
Стоит отметить, что первые дни у него были некоторые сложности с тем, чтобы начать движение на велосипеде на ровном месте (не с горки) — оттолкнуться и начать крутить педали — не хватало практики, по этому, поначалу мне приходилось чуть придерживать велосипед за седло в момент его посадки.
К концу 10-и дневной смены на турбазе 2-х колесный велосипед был полностью освоен и стал любимым летним развлечением.
3. Выбираем подростковый велосипед.
К 7.5 годам, сыну надело кататься по двору, дело было в деревне, и он взял свой «trek» на нашу прогулку в лес, которая показала, что пешком за ним уже не угнаться. Я достал из кладовки свой велосипед, пылившийся там с момента рождения сына и мы поехали кататься. Через неделю ежедневного катания — мы проезжали по 12 - 16 километров со средней скоростью 10 км/ч. Стало очевидно, что сын вырос из «trek-а» в первую очередь технически (физически он вполне мог «докататься» на нем до конца этого сезона). Соответственно, в замен детскому «trek-у» пора было приобрести новый, подростковый велосипед.
Естественно, в первую очередь, я посмотрел дешевые «Стелсы» и «Форварды» - на некоторых моделях даже присутствовало «взрослое» оборудование «shimano», но большой вес этих подростковых велосипедов — до 18 килограмм — ослабил мой интерес к этим маркам. Для сравнения, мой взрослый горный велосипед «merida» весит менее 12 килограмм. Но если мне при весе 90 килограмм в общем то не важно — весит велосипед 12 или 18 килограмм, то для ребенка, весом в 23 килограмма, эта разница будет существенна.
Рейд по 8-ми специализированным велосипедным магазинам окончательно убедил меня в том, что «велик» сыну нужно брать «брендовый», с алюминиевой рамой. Гораздо труднее было определиться с его размером — сын был в деревне, а велосипед я покупал в городе.
Уяснив для себя велосипедные размеры — см. таблицу «Параметры «брендовых» велосипедов» выше — и сравнив эти значения с обмерами сына (рост 125см), произведенными перед отъездом в город, несмотря на сомнения, я остановил свой выбор на 24-х дюймовом велосипеде — хотелось, чтобы его хватило на долго!
С одной стороны, было очевидно, что сын легко пересядет с 16-го «трека» на 20-и дюймовый велосипед, в то время как 24-х дюймовый, вроде бы был чуть великоват — при практически одинаковой стоимости и начинке 20-е и 24-е велосипеды, все же существенно отличаются по размеру. 20-й велосипед, я бы однозначно вез из магазина на автомобиле, в то время как на 24-м, подняв сиденье на максимум при весе 90 кг и росте 177 сантиметров, смог, хоть и без особых удобств, доехать от магазина (остановка "завод «НИТЕЛ»" на проспекте Гагарина) до Кузнечихи, что явилось хорошим тестом на качество — велосипед его прошел на отлично!
Опасения по размеру велосипеда были напрасны — сын просто сел на него и поехал, правда поначалу с осторожностью, но с каждым оборотом педалей все увереннее и быстрее. За 3 недели, он накатал более 250 километров, в том числе по лесным и песчаным дорогам при средней скорости 15 км/ч и протяженности поездок до 28км.
4. Где купить велосипед в Нижнем Новгороде.
"Триал-Спорт" - богатый выбор, качественное снаряжение, хорошие скидки на коллекции прошлых сезонов. Есть экипировка для самых маленьких!
Занимаясь с сыном «активным отдыхом» - обучая его катанию на роликах, велосипеде, горных лыжах я понял, что принцип «докатает сезон на старом» не применим и даже вреден, по крайней мере для ребенка этого возраста — дети развиваются так быстро, что зачастую вырастают из велосипедов, роликов, лыж и другого снаряжения не столько физически, сколько технически и нельзя допустить, чтобы «старая» экипировка тормозила развитие юного велосипедиста, роллера, лыжника и т. д.
Расходы на новое снаряжение окупятся сторицей когда на Ваших глазах ребенок перейдет на новый качественный уровень всего лишь от того, что сменил экипировку.
Авторский материал. Перепечатка материала допускается только с сохранением авторства и ссылки на первоисточник 4nik.ru.