Едем кататься в ГОРЫ...


Домой


I. Куда поехать

II. Как собраться
и что взять



Склоны в НН

Горные лыжи

Сноуборд

I. Куда поехать.


В этой публикации я постараюсь дать описание трасс различных горнолыжных центров на которых катался, и ранжировать их по комфортности для лыжников с разным уровнем подготовки, для чего введу простенькую классификацию.

Первую группу лыжников, условно, назовем «отдыхающие» — это те, кто делает свои первые шаги в освоении горных лыж или катаются давно, но бессистемно. Они не занимаются совершенствованием собственной горнолыжной техники с инструктором или самостоятельно, и относятся к горным лыжам как к прогулке или поводу побыть на свежем воздухе. У «отдыхающих», как правило, наблюдается следующие особенности. 1. Отсутствие навыков контроля скорости, как следствие — неконтролируемое ускорение на протяжении всего спуска. Для сохранения пределов скоростной зоны комфорта им необходимо периодическое торможение, порой вплоть до полной остановки. 2. Ограничение зоны комфортного катания на скоростях, в пике не превышающих 40 км/ч. 3. Недостаток физической подготовки для интенсивного катания в течение 4-х часов и более несколько дней подряд.

Вторую группу лыжников назовем «туристы» — это те, кто катается уже несколько сезонов и при этом постоянно работает над совершенствованием собственной техники. Этот контингент, как правило, постоянно ставит перед собой все более сложные задачи и относится к катанию на горных лыжах, в основном, как к спортивным тренировкам. «Туристы» на протяжении всего сезона регулярно катаются по 4 часа и более, их характеризует скоростной диапазон комфортного катания до 70 км/ч, и способность практически на любых склонах сохранять стабильную скорость спуска без намеренного притормаживания. Таким образом, «турист» может позволить себе контролируемый спуск по трассам практически любой сложности, вопрос только в количестве затраченных при этом сил и энергии, т. е. в соотношении усталость/полученное удовольствие. К слову сказать, я отношу себя именно к этой группе.

Третью группу горнолыжников назовем «эксперты». Это отставные спортсмены-горнолыжники или «туристы», наработавшие филигранную технику владения горными лыжами, которая, минимизируя энергозатраты, обеспечивает комфортное катание на любых склонах и позволяет получать удовольствие от катания практически в любых условиях.

С классификацией определились, теперь давайте посмотрим, где сможет с удовольствием покататься каждая из определенных нами групп.

1. Кировск, Хибины, горнолыжный курорт Большой Вудъявр (bigwood.ru), катался в начале апреля 2019 и на майские 2021 года.

Трассы курорта расположены как на северной, городской стороне склона, так и на южной. Инфраструктура комплекса предоставляет возможность для миграции с северного склона на южный и обратно, но легко и с удовольствием это получится только у «туристов». Для категории «отдыхающие», особенно в первый день катания, рекомендую добраться на южный склон из Кировска на машине, и начать катание со склонов 11 и 12, в районе подъемника К5. И только потом штурмовать подъемник К3 и осваивать склон №2. Если «отдыхающие» решат возвращаться в город с южного склона самостоятельно, то после подъема на кресельном К4, до посадочной станции которого можно добраться тем же К5, не рекомендую уходить на трассу 23. Она обозначена как красная, но имеет пару коротких, и очень крутых участков, которые даже круче, чем черные трассы 10 и 14. Самый простой спуск на северном склоне - синяя трасса 18, и чуть более крутая 17-я, но будьте осторожны в нижней части, где они сходятся. Там 90 градусный поворот налево со значительным сужением, а за ним поворот на 180 градусов. В это место катающиеся нагребают много снега и склон к обеду там становится мягким. Подъемник К7 и трасса 24, несмотря на небольшую протяженность, имеют приличную крутизну и используются для тренировок спортсменами местной горнолыжной школы. Этот склон не для «отдыхающих», так что если по причине сильного ветра закрыт К6 — берите машину и отправляйтесь на южный склон. Трассы северного склона большинству «отдыхающих» удовольствия от катания не доставят. Более продвинутые лыжники — «туристы», за день смогут обкатать практически все трассы как северного, так и южного склонов и, таким образом, найти для себя наиболее интересные места для катания.
В заключение стоит отметить, что на Южном склоне есть служба инструкторов, прокат и кафе. Для маленьких детей и тех, кто делает только первые шаги на пути освоения горных лыжах, на Северной, городской стороне, рядом с кассами и прокатом, есть учебный комплекс с эскалаторным подъемником «бебилифт» и короткими пологими склонами, обозначенный на схеме «ЛП».
Таким образом, горнолыжный курорт Большой Вудъявр предоставляет для катания разнообразные и отлично подготовленные склоны для комфортного катания лыжников любого уровня подготовки. В то же время, не нужно забывать, что этот курорт находится за полярным кругом со всеми вытекающими от сюда погодными условиями, самым неприятным из которых является сильный ветер. На мой взгляд, лучшее время для катания в Хибинах — середина апреля, когда в долине южного склона уже заметно греет теплое весеннее солнце, а на 2-м ярусе подъема к пику Айкуайвенчорр (подъемник К2) еще царит глубокая зима. Сезон здесь длится, как минимум до конца майских праздников. ТЕЛЕ2 обеспечивает отличную связь и интернет как городе, так и на ГЛЦ.


...Хибины — сколько в этом звуке
         Для сердца лыжника слилось,
        Как много в нем отозвалось!..

Да, все именно так, как написал классик, но есть одно «но»: выше приведены два фото, сделанные с одной точки с разницей в один день: слева — 6 мая 2021 года, а справа — днем позже. Здесь настоящий север, во всей своей суровой красоте и непредсказуемости. Майское утро 07.05.21 встретило нас сильным порывистым ветром, пургой, практически нулевой видимостью, и как следствие — закрытыми склонами, по крайней мере на северной, городской стороне Большого Вудъявра. Благо, это был день нашего отъезда и мы уже не планировали кататься. Повезло! Собираясь в Хибины нужно быть готовым к тому, что погода стремительно меняется и столь желанное катальное время может пропасть. В первой половине апреля 2019 года, из-за сильного ветра в первой половине дня, на городской стороне горнолыжного комплекса работал только подъемник К7, а К6 запустили только после полудня. По этой же причине, периодически останавливали К4 и вернуться в Кировск с Южного склона можно было только на машине. К стати, в мае 2021 года К7 не работал вообще.


2. Южный Урал, курорт Абзаково (abzakovo.com), катался в середине марта 2021 и 2022 года.

Инфраструктура комплекса предоставляет удобную миграцию между различными трассами подъемниками. Склоны отлично подготовлены, и интересны — у большинства в процессе спуска меняется как уклон, так и направление. Картину дополняют потрясающие пейзажи и хвойный лес, так что скучать здесь не придется. Для категории «отдыхающие» в первый день катания, рекомендую размяться на учебных склонах в районе подъемников 4 и 6, расположенных между нижними станциями подъемников «Комета» и «тарелочки» (1а, 1с, 1в). К сожалению, трассы 10 и 12, о живописности которых ходят легенды, были не доступны для катания в период моего пребывания. На Трассе 12 то тут, то там попадались камни, а 10-я была закрыта совсем. Кресельный подъемник 5 работал только от промежуточной станции, добраться до которой с вершины можно было по трассам 11 и 13. Таким образом, по крайней мере в период моего присутствия, кроме коротких учебных склонов, «зеленых» трасс на курорте не было. В тоже время, категория «отдыхающие» облюбовала трассы 1 и 11. На мой взгляд, для «полного счастья» категории «отдыхающие» явно не хватало той самой, закрытой, 10-ой «зеленой» трассы. Для остальных, более продвинутых категорий горнолыжников, в Абазково созданы все условия для отличного катания. Стоит отметить, что подъемник «тарелочки» скоростной и ощутимо дергает как на старте, так и в процессе подъема, что приводит к сходу начинающих лыжников и сноубордистов. Так что «отдыхающим» лучше подниматься в Абазково на кресельных подъемниках. Купленные здесь скипассы будут работать и в Банном, о котором расскажу далее.

3. Южный Урал, курорт Банное (ski-bannoe.ru), катался в середине марта 2021 и 2022 года.

Курорт расположен в пределах 30-и километров от Абзаково. Инфраструктура комплекса состоит из одного подъемника с закрытыми кабинками и четырех трасс, попарно расположенных справа и слева от подъемника. Трассы достаточно крутые, я бы даже сказал, спортивные. Но это не значит, что новичкам сюда ездить не надо — справа от нижней станции основного подъемника в Банном находится продвинутый учебный комплекс — подъемники 2,3 и 4, и трассы, которые предназначены не только для катания малышей, но и отлично подойдут для начинающих взрослых и тех «отдыхающих», которые еще не особенно уверены в себе. В тоже время, «туристы» от катания в Банном получат море позитивных впечатлений. Как представитель категории «туристы», я получил удовольствие и порцию адреналина от одного дня катания в Банном, но дольше я бы там задерживаться не стал. Очевидно, что целесообразность катания на том, или ином курорте зависит, прежде всего от целей, поставленных перед собой на период поездки. В моем случае, основной целью поездки на Урал был отдых перед неделей школьных каникул, в которую меня ожидало достаточно интенсивное катание на наших, местных склонах, практически в формате спортивных сборов. Именно по этому я был не готов уделить Банному более одного дня.

4. Южный Урал, курорт Мраткино (mratkino.ski-rb.ru), катался в середине марта 2021 и 2022 года.

Курорт расположен в пределах 30-и километров от Абзаково, но в противоположную от Банного сторону, возле города Белорецк. В Мраткино трассы и подъемники располагаются на южном и северном склонах, действуют свои тарифы и для катания на курорте нужно приобрести местный скипасс. С одной стороны, Мраткино порадовало самыми разнообразным набором трассами из всех упомянутых выше курортов — от экстремально «черных» до реально «зеленых». С другой стороны, перемещения между склонами и подъемниками в Мраткино не столь удобны, как в Абзаково. Для катания «отдыхающих» в Мраткино отлично подойдет трасса вдоль кресельного подъемника на южном склоне, в долине которого расположена парковка и въезд на курорт. Эту трассу, обозначенную на схеме как Ю4 нельзя назвать совсем уж учебной, но она более пологая, чем любая из открытых на тот момент «взрослых» трасс в Абзаково, и, тем более, в Банном. А вот учебный склон в Мраткино, Ю5, показался уж слишком пологим по сравнению с аналогичными на других курортах. По моим ощущениям, в Мраткино можно ехать на несколько дней лыжникам любой из определенных мной категорий, ну, может быть кроме тех, кто делает свои первые шаги в освоении горных лыж — им больше подойдет учебный комплекс в Банном. «Экспертной» группе в Мраткино будут интересны трассы С1 и С2 на северном склоне, а «туристам» — Ю2 и Ю3 на южном. Мне представилась возможность покататься в Мраткино только один день, но я бы там с удовольствием там задержался.

Подведем итоги. Если вы собираетесь в горы, чтобы встать там на лыжи или закрепить начальные навыки после нескольких первых катаний — выбирайте учебные комплексы в Банном или Кировске. Если катаетесь на домашних, равнинных горнолыжных курортах недавно, но чувствуете себя уже достаточно уверенно — езжайте в Мраткино или Кировск. Если каетесь на горных лыжах давно и уверенно, но осторожно — отдайте предпочтение Кировску, Мраткино и конечно, Абзаково. Ну а если вы — эксперт, то лучше меня знаете куда поехать и где покататься. Из опреаторов сотовой связи в Абзаково, Банном и Мраткино выбираем МТС, у ТЕЛЕ2 практически отсутствует как связь, так и интернет.

5. Северный Урал, Пермский край, курорт Губаха (gubahasport59.ru), катался в конце марта 2022 года.

Горнолыжный курорт Губаха расположен на горе Крестовая. Подготовленные трассы на Губахе есть, но курорт ориентирован, прежде всего, на внетрассовое катание и бугры, которые там в изобилии — не зря Губаху называют «мини Шерегеш». Я бы сказал, что трассы не для начинающих. Учебная горка с собстенным подъемником есть, но почему-то он не работал. Несмортя на обилие подъемников, в период моего пребывания работали только центральная "швабра" и кресельный, хотя неудобств это не вызывало. В прокате есть лыжи для фрирайда с талией 105мм, которые можно взять за 500 - 700руб. в день. В прокате, расположенном в административном здании курорта залог не требуют, но нужно предъявить паспорт и действующий скипасс, лыжи Movement Fly Smasher 2016. В прокате кафе "Теплушка" нужен залог - водительское удостоверение или 25000р, лыжи Black crows и Head Collective 105. Разнообразные склоны, развитая инфраструктура, комфортные условия проживания, доступный и не утомительный проезд поездом из Нижнего Новгорода, формируют устойчивое желание сюда вернуться, причем не раз. Но есть нюансы. На территории курорта нет продуктовых магазинов, а кафе и столовая работают с 9:30 до 18:30, т.е. только в то время, когда функционирует подъемник. Если хочется раскатать вельвет в числе первых, завтракать придется «чем бог послал» в собственном номере. А если кататься до закрытия, то за ужином или продуктами нужно ехать в город и обратно на такси (до 200р в одну сторону). Яндекс- такси в Губахе, в отличие от Uber, как бы есть, но вечером найти машину проблематично — проще заказать по телефону местных такси- операторов, телефоны которых есть на рецепшене. Достаточно стабильную связь и интернет на курорте и в городе обеспечивает только ТЕЛЕ2, а у прочих ОПСОСов придется искать место чтобы позвонить, а интернет, тем более, не гарантирован.


II. Как собраться и что взять.


Горы не учат — они тестируют, а результат этих тестов— ваше самочувствие и настроение.

Как подготовиться к своей первой поездке в горы и что с собой взять, чтобы путешествие напитало положительными эмоциями, приятными впечатлениями, прибавило сил и здоровья, а не превратилась в фиаско, воспоминания о котором похожи на страшный сон.

1. Одежда.

Планируя поездку в горы, необходимо в первую очередь выяснить погодные условия, которые характерны для того места и времени, которые вы выбрали для своего путешествия. Поищите в интернете информацию о погоде в тех краях в этот же период за предыдущие пару лет. Очевидно, что если вы будете одеты не по погоде, ни о каком комфорте не может быть и речи. Нужно иметь ввиду, что метеорологи не могут дать точный прогноз на период, более 2-3 дней, поэтому желательно взять одежду с запасом. С учетом того, что вы планируете не прогулки по парку около дома, а такой активный отдых, как катание на горных лыжах или сноуборде, общий принцип подбора одежды для поездки будет следующим. Имеет смысл взять с собой по 2 комплекта одежды каждого наименования — куртки, термобелье, флисовые кофты, перчатки, балаклавы (или баф) — потолще и потоньше, чтобы выходить на склон в одежде наиболее подходящей по погоде. Исключением для этого принципа являются только горнолыжные штаны — их можно взять одни, а в дорогу надеть обычные, которые вы носите в это время года. В процессе катания одежда, в которой вы были на склоне станет влажной, вы повесите ее сушить, а в магазин или столовую пойдете в сухой. Перчаток нужно брать двое в основном на случай, если они потеряются или порвутся. Комбинируя вышеперечисленную одежду, вы сможете комфортно себя чувствовать в достаточно широком диапазоне температур.

2. Экипировка.

Двигаемся сверху вниз...

Шлем. Без шлема в горах делать нечего, и это справедливо не только исходя из соображений безопасности. Сильный ветер там — явление обычное и ни одна шапка вас от него не спасет. Шлем же не продувается, и в нем вам будет комфортно и тепло. Шлем на голове должен сидеть очень плотно, поэтому надевать и снимать его будет легче, если под него надеть балаклаву или баф, также их легче стирать, чем подкладку шлема. Балаклавы, как и бафы, бывают тонкими и толстыми, что позволяет голове чувствовать себя комфортно в различных погодных условиях.

Маска. По причине того же ветра, кататься в горах в велосипедных или солнцезащитных очках некомфортно — глаза начинают слезиться, по этому, чтобы не испортить себе катание обязательно возьмите горнолыжную маску.

Шарф. Вообще, по этикету, шарф — неотъемлемая часть экипировки горнолыжника. Флисовым шарфом удобно протирать очки, им можно закрыть лицо в метель.

Рюкзак. В горах вы находитесь на склоне 4-6 часов, в течение которых возникает желание утолить жажду или даже голод, например питьевым йогуртом. Кроме того, вещи первой необходимости, такие как паспорт, деньги, обратные билеты, экшн- камера и т.п. по карманам не рассуешь, так что небольшой рюкзак за спиной лишним не будет. Рюкзак должен быть плоским, тонким, мягким, плотно сидеть на спине и не сковывать движения. Не лишним будет испытать рюкзак перед поездкой при отрицательной температуре на удобство открывания — закрывания «молний». Материал некоторых рюкзаков на морозе дубеет, и закрыть молнию без ее повреждения удается с трудом. С большим рюкзаком будет неудобно, прежде всего на кресельном подъемнике — он не даст сесть глубоко в кресло и при подъеме ограждения перед высадкой будет некомфортно. Если вы катаетесь в тонких перчатках, то в рюкзак также можно положить теплые рукавицы и надевать их прямо на перчатки перед подъемом на бугельных подъемниках, чтобы руки не замерзали от контакта с металлом. Добравшись до вершины, перед спуском, не забудьте снять рукавицы и убрать их обратно в рюкзак.

Защита. Защита спины (черепаха) — атрибут сугубо индивидуальный. Если она у вас есть, и вы привыкли в ней кататься то, взять ее, конечно, стоит. А вот защитными шортами обзавестись перед поездкой в горы, даже если у вас их нет, рекомендую. Дело в том, что на горнолыжных комплексах достаточно широко распространен подъемник «тарелочка». Именно он поднимет вас на 2-й ярус, до вершины в «Большом вудьявре», Хибины. Практически, это та же швабра, но одиночная. Металлическая штанга, оканчивающаяся плоским диском, пропускается между ног и диск поддерживает вас под «пятую точку». В отличие от швабры, даже при температуре 3-6 градусов ниже нуля, подъем на «тарелочке» вызывает дискомфорт, потому, что она активно забирает тепло у тех частей вашего тела, с которыми контачит. Конечно можно попробовать зажать штангу ногами и, таким образом, исключить контакт «тарелочки» с «пятой точкой», но тогда на подъеме ваши ноги будут не отдыхать, а работать, что может выйти боком на последующем спуске. Проблема теплоизоляции решается двумя путями. Первый — использовать «сидушку» — кусок туристический пенки на резинке, таская ее в рюкзаке и надевая непосредственно перед подъемом. Второй — купить защитные шорты, накладки на которых будут выполнять функцию теплоизоляторов. Шорты бывают, как минимум, трех уровней защиты. Самые тонкие вряд ли помогут сохранить тепло, да и вообще, на мой взгляд, это вещь бестолковая. Самые толстые — существенно увеличат ваш объем — придется покупать штаны большего размера, а вот средние — самое то.

Полезные мелочи. Есть мнение, что на горнолыжных курортах воруют лыжи из стоек, где туристы их оставляют чтобы сходить в кафе.Сам я с этим не сталкивался, но возможность такую вполне допускаю. Есть 2 пути обезопасить себя от столь досадного происшествия. Первый — ставить лыжи не вместе, а по одной, в разные стойки. Действительно, вряд ли кому-то приглянется одинокая лыжа, а искать ей пару среди обилия других лыж вор, скорее всего не захочет. Второй путь — приобрести велосипедный тросик с замком и пристегнуть им лыжи к стойке. Такой замок в Ашане стоит рублей 200, места в рюкзаке займет не много, да и веса практически не прибавит. Понятно, что код можно подобрать, но кто этим будет заниматься, когда вокруг столько непристегнутых лыж стоит.

Как правило, даже если вы живете близко к склону, ежедневно приходится добираться от гостиницы до подъемника и назад пешком. Это расстояние можно преодолеть положив лыжи на плечо или зажав подмышкой, но гораздо удобнее нести их на ремне, как сумку. Для этого запаситесь капроновой или хб стропой длиной около 2-х метров, подогните и закрепите ее концы так, чтобы получились петли, в которые легко бы продевалась эта же стропа. Скрепите лыжи стяжками, оберните один из концов стропы вокруг передний части лыжных креплений, проденьте ее в петлю и затяните. Второй конец стропы оберните вокруг задней части креплений и закрепите петлю карабином. В таком виде лыжи не разъезжаются при переноске, да и скользяк не страдает от трения одной лыжи о другую за счет прокладок на стяжках.

Если вы путешествуете компанией или семьей, купите всем участникам яркие светоотражающие жилеты или накидки одинаковой расцветки подобные тем, которые ГИБДД обязала возить в любом автомобиле. Жилет должен довольно плотно, но не сковывая движения одеваться на куртку. При стоимости около 200 рублей за жилет, вы сможете легко находить своих друзей на склоне среди других туристов. Особенно полезно это сделать, если в вашей компании едут дети. В некоторых гостиницах на горнолыжных курортах есть специальные комнаты — сушилки для лыж и ботинок, и администрация запрещает передвигаться в горнолыжных ботинках по зданию, дабы вы не испортили пол. В помещении сушилки жарко и утром, перед выходом на склон, обувая горнолыжные ботинки в верхней одежде, вы сильно вспотеете. Выход есть — нужно из старых джинсов или другой плотной материи изготовить бахилы, которые позволят передвигаться по отелю прямо в горнолыжных ботинках. Самый простой способ изготовления таких бахил — поставить ботинок в центр куска ткани, поднять ее края и стянуть их вокруг голенища шнурком или резинкой. Потренируйтесь дома и будьте осторожны — на некоторых покрытиях такая конструкция отлично скользит. В некоторых сушилках, видимо из-за слабой вентиляции, высокая влажность — атмосфера напоминает русскую баню. В этом случае забирайте ботинки после катания в номер — там они лучше просохнут. Надеюсь, не стоит напоминать о том, что ботинки нельзя сушить на батарее. Лыжи в сушилке, тоже ставьте подальше от батарей и прочих источников тепла. Если такой возможности нет — не оставляйте их там на ночь, а забирайте после просушки в свой номер

Ботинки. Люди, катающиеся хорошо и достаточно долго, как правило, имеют в своем арсенале более одной пары горнолыжных ботинок. В этом случае возникает вопрос — какие же ботинки взять в горы. Есть только один правильный ответ — удобные! Как я уже писал выше, вы будете проводить на склоне 4-6 часов, несколько дней подряд. Такое продолжительное время можно комфортно откатать только в очень удобных ботинках. Ни в коем случае не берите в горы новые, не обкатанные ботинки. В отношении горнолыжных ботинок в горах работает принцип — старый друг лучше новых двух

Лыжи. Если у вас более одной пары лыж — руководствуйтесь при выборе тем же принципом, что и для ботинок. Берите те лыжи, в которых вы чувствуете себя увереннее. Не надо думать, что в первой поездке в горы у вас будет шанс освоить новые, более серьезные лыжи — там и на привычных нагрузка будет такая, что мало не покажется.

3. Физподготовка.

В идеале, стоит ехать в горы в конце сезона, например, в конце марта — начале апреля, а с момента выпадения снега, готовить к поездке себя и экипировку на ближайшем оборудованном склоне. Даже если ботинки сидят как «домашние тапочки», а лыжи легки и послушны, проверьте, хватит ли у вас физподготовки, чтобы кататься подряд 5-7 дней по 4-6 часов. Это можно сделать в январские праздники, а потом, за 3 месяца — январь, февраль и март, вполне реально подтянуть «физуху». Достаточно ходить по лестницам, не пользуясь лифтом, и ежедневно приседать минут по 15-20. Перед поездкой обязательно покатайтесь 2 дня подряд, например, субботу и воскресенье хотя бы по 4 часа на ближайшем к вам горнолыжном склоне, вкатываясь, таким образом, в предстоящий в горах ритм. Поездку, особенно первую, следует спланировать таким образом, чтобы подряд у вас получилось не более 4-х полноценных катальных дней, не считая день приезда и отъезда. Если же вы едите на более продолжительный срок, например дней на 7-8, спланируйте в середине день отдыха — отпразднуйте «экватор» осмотром местных достопримечательностей. На пиво не налегайте — ноги отекут и пару часов на следующий день кататься будет некомфортно. Если днем отдыха пренебречь, то крайние дни катания будут скомканными по причине усталости и подпортят общее впечатление от поездки. Вообще, все это очень индивидуально — кто-то и 3 дня подряд откатает с трудом, а кто-то и пять дней катания осилит не особо напрягаясь, но, как говорил классик, лучше меньше, да лучше.

4. Техника катания.

Самое существенное отличие катания в горах от спусков по нашим, равнинным трассам, состоит в протяженности склонов. На склонах длиной до полукилометра можно позволить себе спуск с ускорением — все равно скорость к концу склона будет вполне приемлемой, да и мышцы ног «равнинных» горнолыжников привыкли отрабатывать лишь кратковременные спуски. Действительно, если вы понаблюдаете за собой или другими местными лыжниками, то увидите, что практически все спускаются с ускорением. В горах же, на трассах длиной от километра и более, при постоянном ускорении разнесет так, что мало не покажется, а мышцы на ногах забьются, что приведет к потере чувства рельефа, т.е. обратной связи с лыжами. Ничем хорошим, такая ситуация не закончится. Можно конечно, производить спуск частями — прокатил с полкилометра, остановился, отдохнул и т.п. Некоторые в горах, кстати, так и катаются, но это выглядит как-то странно. Для того чтобы комфортно спускаться по длинным склонам, лучше освоить технику катания, которая позволяет исключить ускорение в широком диапазоне скоростей. Такие навыки позволят проходить склоны различной длинны и крутизны в постоянном, комфортном темпе.

Так что же это за техника? Все новое — хорошо забытое старое, а это, в данном случае, ни что иное, как «олдскул» - короткий поворот со сбросом задников лыж. Карвинг, которым так увлекаются «равнинные» горнолыжники, тем и хорош, что позволяет выполнять повороты без потери скорости, в то время как техника проскальзывания позволяет сбрасывать скорость в каждом повороте. При должном уровне технического исполнения, такой поворот выглядит не менее эффектно, чем карвинговый, а по функциональности — гораздо более универсальный потому, что не только позволяет покорять очень крутые и, одновременно, узкие склоны, но и эффективно преодолевать разбитые и бугристые трассы. Для его освоения можно нанять инструктора или изучить теорию классического поворота соскальзыванием (годиль) по роликам на ютьюбе, вспомнить то, чему вы учились в самом начале своей горнолыжной карьеры. Отрабатывайте короткие ритмичные повороты, контролируйте отсутствие ускорения в спуске за счет изменения угла разворота лыж к линии падения склона и степени их закантовки. Если склон становится круче — угол разворота лыж в повороте увеличиваем, как и их закантовку, что увеличит тормозящий эффект, а если склон выполаживается — угол разворота и степень закантовки уменьшаем, тем самым снижая эффект торможения. Еще один необходимый инструмент — это спуск боковым соскальзыванием. Именно он выручит вас в том случае, если склон вам покажется непреодолимо крутым. Разворачиваем на вершине лыжи перпендикулярно линии падения склона и начинаем соскальзывать, например правым боком вперед. Наклоняем колени влево, ближе к склону — останавливаемся, в противоположную сторону — скользим вниз. Главное поймать этот баланс, освоив такую технику, даже новичок сможет комфортно спуститься по очень крутому склону. Одним словом, можно считать себя готовым к катанию в горах, если вы научились не ускоряясь, на малой скорости, спускаться с любых склонов ближайшего горнолыжного комплекса и можете это проделывать по 4 часа два дня подряд.

5. Техника безопасности.

В горах, да и вообще на горнолыжных комплексах, надо быть очень осторожным потому, что заранее не знаешь что и когда в тебя прилетит, причем словить «бомбу» можно даже на подъемнике. На фото сноубордистка отцепилась от бугеля, не устояла и покатилась вниз, навстречу поднимающимся. Склон здесь очень крут, и без определенных навыков остановиться на нем просто нет шансов. Мало того, что она сама въехала головой в опору — еще и посшибала ни в чем не повинных людей, поднимающихся за ней. Благо, на этот раз обошлось без травм. Следует знать, что при падениях, горнолыжники получают, как правило менее серьезные травмы, чем при столкновениях с другими катающимися. Для того, чтобы минимизировать вероятность столкновений достаточно соблюдать следующие несложные правила. Несмотря на принцип «кто сверху, тот и не прав», осознание собственной правоты вряд ли компенсирует возможные травмы. Поэтому, если вы спускаетесь медленнее, чем другие — не катайтесь по центру, сместитесь к одной из сторон трассы и держите стабильный коридор спуска и постоянную скорость. Действительно, догоняющему вас, более быстрому лыжнику будет проще пройти на безопасном расстоянии, если ваша скорость и траектория будет постоянной, а значит - прогнозируемой. Очень неприятно, когда по самому центру склона, хаотично мотается какой-нибудь горнолыжник или сноубордист. Он едет то разгоняясь, то тормозя, постоянно меняет ширину коридора своего спуска, смещаясь то к одному краю трассы, то к другому. Его положение на склоне невозможно предугадать и для того, чтобы безопасно объехать такого клоуна приходится сбрасывать скорость и перестраиваться. Такие туристы рано или поздно «докатаются» — вероятность того, что их сшибут достаточно высока. И скорее всего, в них въедет такой же чайник, который, переоценив свои силы, катит слишком быстро для того, чтобы предпринять какие-то действия для предотвращения столкновения. Не уподобляйтесь ни тем, ни другим — катайтесь в комфортном для себя темпе, держите стабильный коридор и рисунок спуска, и вы избежите неприятных ситуаций.

6. Локация.

Вещи собрали, катание и физподготовку подтянули, осталось решить главный вопрос — куда поедем. Изучив по отзывам, отчетам и обсуждениям на различных интернет-ресурсах информацию по всем наиболее популярным горнолыжным комплексам России — погода, трассы, подъемники, цены на катание и проживание, для своей первой поездки в горы я выбрал 2 варианта — Абзаково и Кировск.

Дело в том, что в Кировск люди едут именно кататься — в это время года там просто делать больше нечего. Соответственно, «случайные» туристы если и есть, то их не много. Такие выводы подтверждаются и спросом на места проживания. Действительно, после 5-7 часов на склоне основное желание — сесть или лечь, а уж сон, после таких нагрузок на свежем воздухе — поистине богатырский. т. е. номер нужен лишь для того, чтобы переночевать, соответственно, и спрос на хостелы в таких местах выше, чем на комфортабельные отели. В Абзаково тоже должно быть немного случайных людей, климат там помягче, а вот подготовка трасс, по сравнению с Кировском, оставляет желать лучшего (по данных интернет- сообществ).

В Сочи же, наоборот, люди едут потому, что это модно и престижно, там обилие дорогих и шикарных отелей и катание на горных лыжах там, скорее дополнительная опция, позволяющая продемонстрировать себя любимого в крутой экипировке. Такие факторы, как ценник, обилие народа и соответствующий контингент отдыхающих там туристов, исключили этот курорт из моего списка.

К тому времени, когда было окончательно определено время поездки — первая половина апреля, выбор в пользу Хибин помогла сделать погода. Весна в этом году была очень ранняя, и перспектива месить талую кашу в Абзаково не привлекала, а вот возможность закрыть сезон на зимнем снегу за полярным кругом выглядела очень заманчиво. И я ничуть не жалею о своем выборе — подъемники, подготовка и расположение трасс, как и условия проживания, были на высоте. Пожалуй единственное, что напрягало — это сильный ветер, но, как выяснилось, мне просто неповезло. За последние 3 — 4 года там постоянно дул такой сильный ветер в это время года впервые. Обычно в апреле в Хибинах стоит мягкая, практически безветренная погода, по крайней мере, так говорят местные жители. Хибины зовут и манят, и в следующий раз я бы с удовольствием поехал туда же, но ведь хочется не только покататься, но и мир посмотреть — махну теперь в Абзаково, как говорится, почувствую разницу...

7. Видеосъемка.

Даже если у вас есть экшн-камера, и вы с удовольствием снимаете летние походы и прогулки, обязательно практикуйте съемку в процессе горнолыжного катания на местных склонах. Даже камера на шлеме реально мешает кататься, я уже не говорю про съемку с палки. При установке на шлем, камеру стоит привязать на страховочный тросик, который предотвратит потерю камеры при поломке основного крепления. Оно у меня, кстати, ломалось, видимо, из-за воздействия отрицательной температуры. В этом случае снять камеру, не снимая шлем, будет затруднительно, а снимать шлем — опасно — продует голову. Включать и выключать камеру на шлеме неудобно, да и точно не знаешь — включилась запись или нет. Если поднять на камере WiFi и контролировать ее состояние посредством смартфона, батарея, которой в обычном режиме хватает минут на 40-50, не протянет и 20. На коротких равнинных склонах батареи хватает для съемки достаточного количества спусков, в горах же, из-за большей продолжительности подъемов и спусков, количество «полезного» видеоматериала существенно уменьшается. Чтобы все эти, казалось бы мелкие, неудобства не напрягали, стоит «набить руку» в привычных условиях. Съемка с палки очень эффектно смотрится, если не мешает катанию. Сноубордистам проще — у них руки свободны, а вот лыжник, особенно привыкший работать палками, испытывает дискомфорт, удерживая палку с камерой перед собой. Профи видеосъемки решают эту проблему следующим образом — катаются со складными, телескопическими палками, а на время съемки вторую палку складывают и цепляют к рюкзаку, чтобы не мешала. Если перекладывать палку с камерой из одной руки в другую в такт поворотам, получаются очень зрелищные ракурсы.
На фото мой компаньон, и по совместительству, отличный видеооператор, Александр, валит под 100 км/ч и при этом не только умудряется снимать отличное видео, но и периодически смотреть вверх по склону, чтобы убедиться, что в очередном маневре никого не подрежет. Учитесь, ребята...
Не лишним будет определиться с тем, что именно вы хотите снимать — если себя на фоне гор — лучше сделать так, чтобы лыжи в кадр не попадали. Это особенно актуально, если катаетесь вы пока еще не очень... А вот для анализа собственной техники катания, прежде всего следует снимать лыжи, ноги и торс — положение головы тут особого значения иметь не будет. Тут вам не здесь — поупражнявшись с камерой весь второй день, изрядно попортив себе нервы, впечатления от катания и получив при этом крайне посредственный результат — просто убрал ее подальше и не брал на склон в последующие дни, несмотря на то, что я активно снимаю другие виды активного отдыха уже много лет. Благо, Александр с камерой не расставался. Хотите красивых съемок — учитесь кататься с камерой и пользоваться ей в экстремальных условиях.

8. Дорога.

Если вы решили добираться до горнолыжного курорта поездом, чехол ваших лыж должен быть максимально компактным, иначе у вас возникнут сложности с размещением лыж в вагоне. Запаситесь веревкой, чтобы зафиксировать лыжи от падения — особенно это актуально в сидячих вагонах. Для авиаперелетов, наоборот, предпочтительнее просторный чехол, в который кроме лыж или сноуборда уберутся не только ботинки, но и куртка со штанами. Большинство авиаперевозчиков транспортируют лыжи и ботинки бесплатно. Но вот двое лыж, свои и подруги, в один чехол паковать не стоит — один турист может бесплатно провезти только один комплект, второй, скорее всего, придется оплачивать. Заранее соберите все вещи, чтобы определиться с их объемом. Горнолыжные ботинки и шлем занимают достаточно много места. Куртка и штаны тоже добавляют приличный объем. Для перевозки всего необходимого вам понадобиться рюкзак от 90 литров и более, в зависимости от размера ваших ног и ширины плеч или других частей тела. Перемещаться удобнее, когда у вас всего 2 вещи — рюкзак и лыжи. Лучше нести большой рюкзак, чем несколько сумок или чемодан. Большой чемодан на колесиках тоже подойдет, но будет удобнее, если вы дооборудуете его лямками на манер рюкзака. Но вместительный, хороший рюкзак все равно лучше — он складывается в компактный кулек и не занимает места в номере гостиницы, кроме того, если у чемодана сломалась молния — пиши пропало, а с рюкзаком такого не случится.

9. Орг. вопросы.

Не бронируйте гостиницу через сторонние сайты, например booking.com — за подобную услугу такие он-лайн сервисы берут комиссию. Если нет возможности забронировать номер на сайте гостиницы — звоните туда по телефону. Этот же принцип справедлив и при покупке билетов — на сайте РЖД билеты будут дешевле, чем на сторонних интернет- ресурсах. Заранее спланируйте дни своих катаний и ознакомьтесь на сайте горнолыжного комплекса со стоимостью скипасов. Например, в Кировске выгоднее купить скипас на 9 дней и один из них отдохнуть, чем 2 скипаса по 4 дня катания. В первом случае, можно выбрать для отдыха или акклиматизации любой день из 9, а во втором — только пятый. Там есть, также скипасы, например 3 дня из 5 и т.п, что тоже удобно, если вы планируете мероприятия, несвязанные с катанием на лыжах.

За сим, пожалуй, ставлю точку. Вот и все — труду конец, дочитал кто — молодец...

Сказать еще, конечно есть что, но вот гайд, планировавшийся как краткий, уже и так перестал быть таковым. Будут вопросы — пишите мне в соцсетях или на почту snow@4nik.ru постараюсь ответить всем и по-делу.

И так, поездка Нижний Новгород — Кировск — Нижний Новгород с 5 по 14 апреля 2019 года. Туда — через Москву, обратно — с пересадкой в Питере.

Пять полных катальных дней. Проживание в хостел «Точка снега» - рекомендую!

Погодные условия — зимний снег, температура воздуха днем не поднималась выше -2, а ночью не опускалась ниже -10 градусов. Временами сильный ветер.

Условия катания — отлично подготовленные трассы, умеренное количество туристов.

Расходы.
ДОРОГА - 11460р., в том числе:
10349р. - поезд,
2х500р. - такси Апатиты-Кировск и обратно,
110р. метро в Москве и Питере с вокзала на вокзал.
ХОСТЕЛ - 4500р. за 5 ночей.
СКИПАСС - 5500р. за 5 дней безлимитного катания.
ПРОДУКТЫ - 1900р.

Кировск, Хибины, апрель 2019. Текст — Сергей, фото&видео — Александр.


Перепечатка материала допускается только с сохранением авторства и ссылки на первоисточник 4nik.ru.

Другие темы:

пневматика

лук и стрелы

метательные ножи

велосипед

ролики

коньки

горные лыжи

беговые лыжи

сноуборд

склоны