КВАДРОЦИКЛЫ: виды, назначение, выбор, тестдрайв, эксплуатация.

Питбайк
Вездеход - амфибия ТИНГЕР

Домой

Во все времена, а особенно после изобретения двигателя внутреннего сгорания, находится достаточно любителей прохватить с ветерком. На дорогах это желание можно реализовать купив кабриолет или мотоцикл, а вот на пересеченной местности потребуется специализированная вне- или вседорожная техника.

Suzuki QuadRunner LT125

Являясь поклонниками активного отдыха мы не могли обойти вниманием такое техническое средство передвижения как квадроцикл, по-этому и решили разобраться что он из себя представляет, какими они бывают, зачем и кому он вообще нужен. Как обычно, сначала мы «подковались» теоретически, перелопатив интернет, а затем — посидели и покатались на некоторых представителях данного вида техники и выбрали наиболее подходящий нам экземпляр.

Мы уже подготовили и опубликовали ранее статью про выбор питбайка — оба обзора направлены на мобильных людей со среднем достатком, не обремененных здоровым (или нездоровым) фанатизмом в отношении какого-то конкретного хобби или вида спорта, а получающих удовольствие от тестирования и приобщения к новым направлениям активного отдыха на природе. Из всего многообразия технических средств мы выбираем те, которые, с одной стороны, являются полноценными представителями своего вида и в процессе эксплуатации дают своему владельцу характерные ощущения, а с другой — вполне доступны в отношении стоимости и, в то же время, достаточно надежны.


Заглянем в правила дорожного движения и категории водительских прав — официально существует 2 вида транспорта с похожими названиями:

Ford Quadricycle

- «квадрИцикл» - легкое четырехколесное транспортное средство, например, инвалидная мотоколяска, для управления которым нужны права категории В1. Эксплуатация этих транспортных средств допускается на дорогах общего пользования (ДОП). Видимо, термин «квадрИцикл» позаимствован из названия первого самодвижущегося экипажа, сконструированного Генри Фордом в 1896 году — Ford “Quadricycle”.

- «квадрОцикл» — это тоже четырехколесное транспортное средство, что-то среднее между мотоциклом, у которого квадроцикл позаимствовал расположение двигателя, руль, посадку «верхом» и минитрактора, у которого квадроцикл «занял» широкие колеса с внедорожным протектором. Квадроциклы запрещены к использованию на дорогах общего пользования, в то же время, для полноценной его эксплуатации Вам потребуется водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «A» и регистрация квадроцикла в Гостехнадзоре.

Квадроциклы относятся к ATV (All-Terrain Vehicle) - транспортное средство для всех ландшафтов.


Часть 1. Теория.

Honda US 90 гонки на газонокосилках

Если вкратце, то история создания квадроцикла следующая: на пороге 70-х годов прошлого столетия в Японии начато серийное производство внедорожных трициклов — мотовездеходов на 3-х широких колесах. Первой была Honda US 90, на которой «рассекал» Шон Коннери в фильме о приключениях Джеймса Бонда "Бриллианты Навсегда", снятом в 1971 году. На то, чтобы додуматься добавить к трициклу четвертое колесо потребовалось более 10 лет. Первым серийным квадроциклом стал Suzuki QuadRunner LT125, сошедший с конвейера в 1982 году.

Европейские самодельщики тоже не сидели сложа руки и длинными зимними вечерами, в отсутствие возможности ухода за любимой лужайкой, модернизировали свои газонокосилки, в результате чего в 1972, в Англии, возникла идея гонок на газонокосилках, получившая свое развитие как в «старом свете», так и в США, где и по сей день является популярным развлечением сельских жителей. Таким образом, на наш взгляд, у современного квадроцикла два прародителя — четырехколесная газонокосилка (минитрактор) и внедорожный трицикл.

С тем, что такое квадроцикл мы разобрались и теперь можно переходить к вопросу какими они бывают.

Утилитарный Спортивный

Квадроциклы бывают утилитарным (рис. слева) и спортивными (рис. справа). Утилитарные квадроциклы больше похожи на минитракторы и адаптированы для движения по бездорожью. На таких моделях можно ездить в лес, на рыбалку, и даже участвовать в джиперских покатушках в классе «саранча». Утилитарные квадроциклы бывают задне- или полноприводными, оснащаются большими передним и задним багажниками для транспортировки походного снаряжения, и даже электролебедками для преодоления серьезного бездорожья. Мощный квадроцикл может тянуть за собой прицеп с гидроциклом или моторной лодкой.

Спортивные квадроциклы, как правило, заднеприводные и предназначены для скоростных покатушек, выполнения прыжков и трюков на жестком покрытии или легком внедорожье. Существуют шоссейные модели для гонок и дрифтинга. Спортивные квадроциклы устойчивее, легче и «приемистее» утилитарных, но менее проходимые.

В зависимости от конкретной модели, квадроцикл оборудован либо механической коробкой переключения передач, либо вариатором. Полноприводные модели могут иметь понижающую передачу и блокировку — работать в режимах 2WD / 4WD / 4WD LOCK.

IRBIS ATV70U Polaris Scrambler 1000 EFI EPS

Квадроциклы бывают «детские» с объемом двигателя от 50 кубических сантиметров, мощностью от 4 лошадиных сил, размером 140х80х100 см (ДхШхВ), весом 90 кг, «подростковые» — 150 кубов и «взрослые» до 1000 куб.см., размером 220x120x150 см, весом более 350 кг. и мощностью до 90 лошадиных сил.

Стоимость квадроцикла зависит не только от размера и мощности, но и от производителя.

Например, детский квадроцикл IRBIS ATV70U (рис. справа) с четырехтактным карбюраторным двигателем объемом 70 куб.см. и мощностью 4 лошадиных силы можно купить за 34 тыс. руб, в то время как за квадроцикл Polaris Scrambler 1000 EFI EPS (рис. слева) с четырехтактным инжекторным двигателем объемом 952 куб.см. и мощностью 89 л.с. придется выложить более 800 тыс. руб.


Часть 2. Выбор.

На рынке мототехники предлагается великое множество квадроциклов на любой вкус, цвет и кошелек. По-скольку мы не планируем участие в джиперских покатушках и не собираемся проехать туда, где еще не вступала нога цивилизованного человека, а все что нам нужно — прохватить с ветерком по лесной дороге, съездить вдвоем на речку или в лес за грибами, мы установили следующие критерии оценки подходящего квадроцикла:
- цена — до 100 тыс. руб,
- "взрослые" размеры и грузоподъемность не менее 150 кг (экипаж - 2 человека: водитель + пассажир),
- возможность самостоятельного управления ребенком 9-и лет,
- 4-х тактный двигатель*.

*Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) бывают 2-х и 4-х тактными. Не вдаваясь в технические детали и фазы газораспределения, 2-х тактные ДВС имеют меньший вес, но и менее экономичны, чем четырехтактные. 4-х тактные ДВС работают на чистом бензине и смазываются моторным маслом, залитым в картер двигателя, в то время как 2-х тактные требуют для работы бензино-масляную смесь, которую следует готовить из специального масла для 2-х тактных двигателей и бензина в пропорции 1:40 — 1:50 непосредственно перед использованием потому, что в отличие от бензина, срок хранения смеси не велик — всего 2 — 3 недели. Затем она теряет часть своих свойств и расслаивается. Конечно, можно использовать и старую смесь, но, в этом случае, двигатель дымит и не развивает номинальную мощность. Обычно 2-х тактные ДВС, благодаря малому весу, используют в бензокосах (триммерах), бензопилах и т. п. Все мотоциклы, производимые в СССР («Минск», «Восход», «ИЖ», «Урал», «Днепр» а также «Ява» и «Чезет», производства Чехословакии) были оборудованы 2-х тактными двигателями, в то время как автомобили оснащались 4-х тактными ДВС, в том числе, легендарная «Победа» (М-20). В настоящее время, ряд производителей устанавливает на 2-х тактные двигатели системы «автомикс», смешивающие бензин и масло, предварительно залитые в разные емкости, непосредственно перед подачей в цилиндр двигателя — эта технология получила некоторое распространение в подвесных лодочных моторах. 4-х тактный двигатель, при прочих равных условиях, работает тише, с меньшей вибрацией и ведет себя на низких оборотах стабильнее, чем 2-х тактный, кроме того, выхлоп 2-х тактного двигателя более «вонючий». При нынешних ценах на бензин, экономичность 4-х тактного двигателя – примерно в полтора раза по сравнению с 2-х тактным при одинаковом объеме — тоже плюс существенный.

Из квадроциклов, которые можно купить в Нижнем Новогороде, под наши критерии в большей степени подошли следующие модели: IRBIS «ATV200U», Русская механика «РЫСЬ 150», АrmadA ATV150B, PATRON SCANER 250.

IRBIS ATV200U РЫСЬ 150 АrmadA ATV150B PATRON SCANER 250

В таблице ниже представлены, на наш взгляд, наиболее важные технические характеристики квадроциклов, сравнение которых поможет нам сделать окончательный выбор. Зеленым отмечены позиции, по которым квадроцикл превосходит конкурентов, красным — уступает им.

Параметры / модель

IRBIS «ATV200U»

Русская механика «РЫСЬ 150»

АrmadA ATV150B (8')/(10')

PATRON SCANER 250

Тип и объем двигателя

4т, 200 куб.см.

4т, 149,6 куб.см.

4т, 149,6 куб.см.

4т, 229 куб.см.

Мощность двигателя

14,3 л.с.

7,0 л.с.

13 л.с.

13,6 л.с.

Трансмиссия

Механическая

Вариатор

Вариатор

Механическая

Запуск двигателя

Электростаретер

Электростаретер

Электростаретер, кикстартер

Электростаретер

Габаритные размеры (ДхШхВ)

1700х1040х1100 мм

1690х1075х1070мм

1860х950х1150 мм

1690х1100х1130мм

Сухая масса

149 кг

143.5 кг

140 кг

177 кг

Шины передние/задние,
(Высота резины Х Ширина - Диаметр диска)

23x7-R10 / 22x10-R10

21х7-R10 / 18х11-R10

19x7-R8 / 18х9,5-R8 или
19x7-R10 / 18x9,5-R10

21х7-R10/ 19х9,5-R8

Максимальная масса нагрузки

150 кг

75 кг

150 кг

150 кг

Особенности комплектации

Счетчик моточасов. Спидометра нет

Электронная панель приборов, принудительное воздушное охлаждение двигателя (вентилятор), зеркала.

Электронная панель приборов, сигнализация с автозапуском, зеркала.

Электронная панель приборов, зеркала, указатели поворотов.

Цена, руб

77000

60000

74000 / 84000

91000

Стоит отметить, что в нашем тесте не участвуют квадроциклы таких известных марок как «STELS» и «CFMOTO» не потому, что мы про них забыли, а по причине того, что продукция этих производителей не соответствует нашим критериям отбора. Действительно, STELS «ATV 50C» — детский квадроцикл, которому не под силу тягаться с нашими конкурсантами, а следующяя в линейке модель — STELS «ATV 300B», стоит уже 160 тыс. руб. и, как и младшая модель в линейке «CFMOTO» — квадроцикл «CF500-A basic» стоимостью 200 тыс. руб, в разы дороже участников нашего теста. По этой же причине в обзоре отсутствуют квадроциклы известных японских марок.

Подведем итоги:

IRBIS «ATV200U», по сравнению с конкурентами, имеет самые большие колеса и самый мощный двигатель, но он не оборудован спидометром и зеркалами. Из приборов есть только счетчик моточасов.

Русская механика «РЫСЬ 150» подкупает ценой и наличием принудительного охлаждения двигателя. В то же время имеет самый слабый двигатель и самую низкую грузоподъемность — всего 75 кг, т.е. в 2 раза ниже, чем у конкурентов.

АrmadA ATV150B (8')/(10') смотрится неплохо - наличие кикстаретра (возможность завести квадроцикл с подсевшим аккумулятором или без него) и сигнализаця с автозапуском и возможностью дистанционно заглушить двигатель, особенно, если за рулем окажется юный пилот, выглядит привлекательно, но у него самые маленькие колеса, что несомненно отрицательно скажется на проходимости.

PATRON SCANER 250 из «плюсов», да и то, сомнительных — наличие указателей поворотов. В то же время, этот квадроцикл дороже и тяжелее остальных и имеет разный размер передних и задних колесных дисков, что не очень удобно в плане взаимозаменяемости.

Наш тест выявил 2-х несомненных лидеров — IRBIS «ATV200U» и АrmadA «ATV150B». По-скольку квадроцикл — средство передвижения явно внедорожное, мы предпочли «мускулы» IRBIS «ATV200U» (большие колеса, двигатель превосходящий по мощности и объему и механическая трансмиссия) «городской» внешности АrmadA «ATV150B» (маленькие колеса, вариатор, электронная панель приборов и сигнализация). Тем более, что установка спидометра и сигнализации на IRBIS «ATV200U» обойдется существенно дешевле, чем замена колес на АrmadA «ATV150B». К тому же, передаточные числа (соотношения количества зубов на ведущей и ведомой звездочках) главной передачи рассчитываются исходя из диаметра колес и не факт, что АrmadA «ATV150B» на колесах большего размера сохранит свои динамические и тяговые качества. Если Вы планируете использовать квадроцикл в условиях, приближенных к городским и не собираетесь заморачиваться с механической транмиссией — берите АrmadA «ATV150B».

Наш выбор — IRBIS «ATV200U», который, к тому же, оборудован стандартной автомобильной бортовой розеткой питания 12 вольт, которая позволит подключить GPS приемник, при помощи которого можно не только замерять скорость, но и прокладывать путь по электронным картам и ориентироваться на местности.


Часть 3. Экипировка.

yamaha

Экипировка для катания на квадроцикле практически не отличается от мотоциклетной. Из велосипедного опыта знаю, что даже при движении на скоростях 20 и более километров в час нужны очки не только потому, что глаза слезятся — если на высокой скорости в глаз влетит мошка или мусор то мало не покажется, так что если у вашего шлема отсутствует визор — прозрачное забрало, закрывающее лицо, запаситесь, хотя бы солнцезащитными очками.

При отсутствии средств на приобретение «настоящей» мотоциклетной защиты, можно надеть наколенники и налокотники для роликовых коньков. Они, конечно не обеспечат полной защиты, но это все-же лучше, чем ничего. «Черепашку» можно посмотреть в магазинах горнолыжной и сноубордической экипировки, а вот шлем придется купить «настоящий», мотоциклетный.

Таким образом, стоимость минимального комплекта экипировки составит: от 1000 руб. шлем, от 600 руб. комплект роликовой защиты, от 1000 руб. «черепашка» ну и солнцезащитные очки, которые, скорее всего, у Вас уже есть.


Продолжение следует: после проведения тестдрайва опишу впечатления, сниму и опубликую видео. В дальнейшем планирую разместить отчет об эксплуатации.

Авторский материал. Перепечатка допускается только с сохранением авторства и ссылки на первоисточник 4nik.ru.

Другие темы:

пневматика

лук и стрелы

метательные ножи

велосипед

ролики

коньки

горные лыжи

беговые лыжи

сноуборд

склоны